Как пожаловаться на Пенсионный фонд?

Достаточно часто нам приходится иметь дело с государственными службами, так или иначе влияющими на нашу жизнь. Это и Роспотребнадзор, и прокуратура, и коммунальщики и многие другие. При этом люди пенсионного возраста и граждане, которым положены различные выплаты и льготы, чаще всего общаются с представителями Пенсионного Фонда России (ПФР).
Работа Пенсионного Фонда не всегда проходит гладко, что может привести к огромному ряду сложностей. И поэтому нужно уметь защищать свои интересы в спорах с данной службой с помощью жалоб. О том, как это делается, вам расскажет наша статья.
Когда можно жаловаться
Существует достаточно много поводов для того, чтобы подать жалобу на Пенсионный Фонд России. И практически все они связаны либо с нарушением гражданских прав обратившихся людей, либо с качеством предоставляемых услуг. Итак, вы можете подавать претензии в следующих случаях:
- Сотрудник ПФР совершил нарушение при приеме заявления, его обработке;
- Сотрудник ПФР совершил значительную ошибку при оказании какой – либо услуги;
- ПФР разгласил ваши персональные данные вне рамок данного вами разрешения;
- При обработке ваших документов в ПФР они были утеряны;
- Сотрудник ПФР неправомерно отказал вам в приеме заявления или документов;
- Вам неправомерно или необоснованно отказали в предоставлении государственной услуги;
- В выданных вам бумагах и документах были допущены ошибки;
- С вас неправомерно требуют госпошлины или документы, которые к услуге не имеют никакого отношения;
- С вас требуют деньги за бесплатные государственные услуги;
- ПФР неправомерно распределился вашими денежными средствами, отдельные его сотрудники были уличены в мошенничестве;
- Сотрудники ПФР нарушают нормы общения с клиентом.
Так что, как видите, поводов для подачи жалобы достаточно. При этом самое важное – четко различать, когда происходит нарушение ваших гражданских прав, а когда нарушаются ваши интересы как потребителя услуг, предоставляемых Пенсионным Фондом России.
Куда можно жаловаться
Перейдем к списку инстанций, в которые вы можете подавать жалобы. Их не так уж и много, но все они достаточно эффективны:
- Руководство отделения ПФР;
- Старшее руководство ПФР;
- Прокуратура;
- Суд.
Как видите, в данном списке нет Роспотребнадзора – главной надзорной службы РФ. Связано это с тем, что ПФР не попадает под его юрисдикцию, так как оказывает исключительно государственные услуги и подчиняется другим органам и установленным ими нормативам.

Руководству
Для того, чтобы начать разбирательство по вашей проблеме, нужно составить письменную жалобу к руководству отделения Пенсионного Фонда России, в котором были нарушены ваши права. Составить обращение можно в свободной форме, обязательно в нем должны быть указаны:
- Сведения о том, кому жалоба направлена и от кого;
- Описание имеющейся у вас проблемы;
- Описание времени конфликта и причины его возникновения;
- Подпись и дата подачи заявления.
Писать заявление вы можете практически как угодно, но все же следует составлять его четко и последовательно, в деловом стиле. Ваша претензия должна быть понятна и при этом законна. Подавая жалобу в руководство отделения ПФР обязательно сохраните у себя копию и попросите поставить на ней роспись. Ответ вам обязаны предоставить в течение месяца.

Если жалоба к руководству отделения ПФР не помогла, то абсолютно такую же вы можете направить в региональное руководство ПФР. Кроме того, помимо жалобы на само нарушение, вы так же можете подать претензию на то, что с вами отказываются сотрудничать, что незаконно.
В прокуратуру
Перейдем к следующему типу жалоб, а именно к обращению с претензией на Пенсионный Фонд в прокуратуру. Данная госслужба занимается исключительно нарушением гражданских прав, так что она рассмотрит не все претензии, а только те, что затронули интересы граждан и предоставленные им законом права.
Жалоба в прокуратуру следует писать по строгому образцу и соблюдая определенные правила. Она должна иметь следующий вид:
- Заголовок. Включает данные по отделению прокуратуры (название, адрес, ФИО руководителя) и заявителю;
- Информационная часть. Описывает возникший конфликт, способы решить его мирно, а так же ваши просьбы к прокуратуре;
- Заключение. Включает перечень приложенных к жалобе бумаг, подпись заявителя и дату подачи претензии в прокуратуру.
При этом во время написания текста жалобы вам следует соблюдать определенные правила:
- Соблюдайте деловой стиль;
- Избегайте оскорблений и ненормативной лексики;
- Указывайте только подтвержденные факты;
- Пишите кратко, но информативно;
- Не допускайте неточностей и противоречий, исправлений.

В суд
Порой случается так, что даже обращение в прокуратуру оказывается малоэффективным. В этом случае может помочь только одно – подача претензии в суд. Для того, чтобы вашей проблемой занялись, нужно составить исковое заявление, которое выглядит практически так же, как и жалоба в прокуратуру:
- Заголовок. Включает:
- Название суда;
- Адрес суда;
- ФИО истца;
- Адрес и контакты истца;
- Наименование ответчика (отделения ПФР);
- Реквизиты отделения ПФР.
- Информационная часть иска. Включает:
- Сведения о причине возникновения конфликта;
- Данные по возникшему спору и способам его урегулировать мирно;
- Описание официального ответа от представителей ПФР и госслужб, проводивших проверку по вашим жалобам;
- Перечень ваших просьб к суду. Если вы требуете компенсацию, то подробно разберите её сумму.
- Заключение. Содержит:
- Перечень свидетелей и их контакты;
- Дополнительные сведения, имеющие косвенное отношение к делу;
- Опись материалов дела;
- Дату подачи искового заявления в суд;
- Подпись истца.
После того, как заявление будет подготовлено и подкреплено бумагами и доказательствами, его следует направить в суд лично, через представителя или по почте. Исковые заявления рассматриваются в течение 5 суток, после чего назначается первое слушание по делу.