Куда жаловаться на ТСЖ?

ТСЖ — официальная организация, которая занимается удовлетворением интересов и потребностей собственников жилого многоквартирного дома. Деятельность товарищества собственников жилья (цели, отчетность доходов и расходов) регламентирует 49 статья Гражданского Кодекса Российской Федерации. Любые отклонения от норм законодательства в деятельности организации считаются нарушениями и преследуются по Закону.
В данной статье мы ответим на следующие вопросы: что может стать основанием для подачи жалобы на ТСЖ? как правильно её составить? в какие инстанции подавать? какие нюансы при подаче необходимо соблюдать? Читайте далее.
Основания
Причиной для подачи жалобы на ТСЖ может стать одна из следующих:
Возникновение конфликтной ситуации в процессе выделения общего имущества всех владельцев квартир и управляющей компании и закрепления этого имущества за каждым собственником. Объектом спора, как правило, становятся ситуации, в которых между собственниками и работниками ТСЖ разгорается спор, кому, к примеру, принадлежит отдельно стоящее кладовое помещение. Поскольку законодательство не регламентирует принадлежность подобных жилищных объектов , разрешить ситуацию без привлечения сторонних организаций удается лишь в редких случаях;
Возникновение конфликта между собственниками жилищных объектов многоквартирного дома и работниками товарищества собственников жилья относительно принятых ими жилищных решений в ходе планового собрания. Например, собственников может не устроить новые расценки по ремонту здания и благоустройству близлежащей территории, оплате коммунальных услуг и проч. Обжаловать такие решения после проведения собрания ТСЖ крайне трудно;
Недовольство собственников жилья относительно рабочего состава товарищества собственников жилья;

При возникновении одной из вышеперечисленных ситуаций собственникам жилья следует обращаться в судебную инстанцию с соответствующим исковым заявлением.
О том, в какие инстанции, помимо судебной, можно обратиться с жалобой на ТСЖ, читайте в следующем разделе.
Инстанции обращения
На сегодняшний день под управлением ТСЖ находятся от 25-50% всех многоквартирных домов. Однако, функционирующих из них, является только около 10%.
Прежде чем пожаловаться на ТСЖ в одну из соответствующих инстанций, важно определить спектр своих прав, прописанных в законодательстве, которыми наделены собственники многоквартирных домов.
Так, согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации, собственники жилья многоквартирных домов вправе подавать запросы на предоставление информации о деятельности ТСЖ в само товарищество, а после использовать эти сведения при обращении в судебную инстанцию.
Кроме того, собственники вправе подавать письменные претензии в само товарищество, если предоставленная по запросу информация не устраивает их.
Таким образом, список инстанций, в которую недовольный деятельностью ТСЖ собственник может обратится, выглядит следующим образом:
- Само ТСЖ. Попытаться разрешить ситуацию на досудебном этапе собственник жилья может, организовав проведение собрания его членов;
Для того, чтобы сделать это, нескольким жильцам дома требуется составить повестку собрания в виде листовок и после — распространить их среди остальных жильцов.

- Прокуратура. Для обращения в данный правоохранительный орган требуется составление жалобы от нескольких собственников (коллективная жалоба);
После подачи заявления работники правоохранительного органа организуют проверку деятельности товарищества и по факту выявленных нарушений привлекут его участников к ответственности, либо передадут юрисдикцию в судебную инстанцию. Плюсом данной ситуации является то, что собственникам не придется самостоятельно составлять иск и обращаться к услугам юридических специалистов.
- Жилищная инспекция;
Для обращения в данную инстанцию необходимо составить жалобу в произвольной форме, а после доставить её в территориальное подразделение лично, либо по почте.
- Суд. Обратиться в него могут как сами собственники, так и их официальные (законные) представители (работники прокуратуры или жилищной инспекции, адвокаты);

Структура документа
Независимо от инстанции обращения, к составлению жалобы стоит отнестись с особым внимание и изложить суть претензии грамотно, с обязательным приведением фактов и доказательств. Несмотря на то, что жалоба в ТСЖ не имеет установленной формы, при её составлении следует учитывать некоторые структурные особенности. Так, в жалобе должна быть указана следующая информация:
- Реквизиты организации, в которую будет направлена жалоба;
- Реквизиты заявителя (фамилия, имя, отчество, адрес проживания, контактный телефон);
- Описания сути подачи жалобы, прописывание оснований с подтверждающими нарушения статьями закона;
- Сведения из договора обслуживания, которые противоречат реальным действиям товарищества;
- Указание наличия доказательств, подтверждающих попытки мирного урегулирования вопроса;
- Требования к организации, в которое направляется жалоба, относительно урегулирования вопроса;
- Адрес, на который нужно прислать письменный ответ;
- Дата составления жалобы;
- Личная подпись заявителя;

Текст жалобы должен отвечать следующим требованиям:
- Отсутствие ошибок и исправлений;
- Лаконичность и исчерпанность излагаемой мысли;
- Перечисление фактов с доказательствами и законодательными ссылками;
- Соблюдение хронологии при изложении проблемы;
- Отсутствие нецензурной, бранной и другой резко экспрессивной лексики;
Жалоба составляется в двух экземплярах, один из которых с отметкой о вручении останется на руках у заявителя, а второй будет передан в надзорный орган.
Срок рассмотрения заявления зависит от инстанции обращения, но не должен превышать тридцати суток.
Образец
