Как написать жалобу прокурору на действия должностных лиц?

В соответствии с определением, утвержденным действующим законодательством, в роли должностного лица может выступить любой гражданин, который взял на себя обязанность представителя власти на временной или постоянной основе. Если же какие-то действия такого лица имеют признаки незаконности, их можно обжаловать, обратившись в соответствующие уполномоченные инстанции.
В данной статье мы ответим на следующие поставленные вопросы: куда следует обращаться с жалобой на неправомерные действия должностного лица? как правильно её составить? каковы сроки, стоимость и порядок рассмотрения подобных претензионных ходатайств? Ответы на эти и другие вопросы ищите в этой статье.
Правовое регулирование
Правила и порядок обжалования действий должностного лица регулирует Конституция РФ, а также действующие нормы Кодекса об административных правонарушениях.
Так, в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях, жалоба на незаконные действия должностного лица может быть подана в одну из следующих уполномоченных инстанций:
- руководству должностного лица;
- в судебную инстанцию с соответствующей юрисдикцией;
- правоохранительный орган (прокуратуру)
При обращении в последнюю инстанцию претензионное ходатайство подается на имя прокурора.
О том, как правильно составлять жалобу на неправомерные действия должностного лица, читайте в следующем разделе.
Правила составления ходатайства
Несмотря на отсутствие законодательно установленной формы жалобы на неправомерные действия должностного лица, при её составлении следует учитывать следующие структурные и содержательные особенности:
- Полное наименование инстанции, в которую будет подаваться жалоба (гос. организация, судебная инстанция, прокуратура);
Узнать точное наименование инстанции обращения можно, обратившись в неё лично (там информация представлена на специальном стенде), либо зайдя на официальный сайт учреждения (если такой есть).
- Реквизиты заявителя (фамилия, имя, отчество, адрес постоянного или фактического проживания, контактные данные);
- Название документа, а именно — «Жалоба на неправомерные действия должностного лица»;
- Описание суть подачи ходатайства, перечисление всех действий должностного лица, в которых проглядывается факт незаконности;
- Законодательное обоснование неправомерности описанных ранее действий лица (со ссылкой на подходящие нормы и акты);
Несмотря на то, что данный пункт не является обязательным, все же рекомендуется потратить немного времени, чтобы найти подходящие под ситуацию нормативно-правовые акты, а после — перечислить их. Так, заявитель сможет продемонстрировать обоснованность своей позиции и незаконный характер деяний должностного лица.
- В части выдвижения требований заявитель должен указать, какого результата он хочет добиться, подавая данное ходатайства. Например, привлечение должностного лица к административной ответственности на основании соответствующих статей действующего законодательства;
- В самом конце проставляется дата подачи жалобы, а также личная подпись заявителя.
При обращении в суд, вместо жалобы придется позаботиться о составлении искового заявления на неправомерные действия должностного лица (установленной формы). Для максимально корректного составления иска рекомендуется воспользоваться образцом заполнения типовой формы документа, скачанного в свободном доступе в интернете, либо обратиться за помощью к опытному юридическому специалисту.
О том, сколько будет рассматриваться поданная жалоба, а также сколько будет стоить её подача, читайте в следующем разделе.
Срок исковой давности, стоимость
Срок исковой давности зависит от выбора инстанции, в которую будет подаваться жалоба. Так:
- При обжаловании действий должностного лица, путем обращения к вышестоящему лицу, срок подачи заявления должен быть осуществлен в десятидневный срок с момента, когда заявитель стал свидетелем неправомерных действий должностного лица;
- При обжаловании незаконных деяний через суд, срок исковой давности составит девяноста дней с момента, когда заявитель зафиксировал их.

Процедура рассмотрения
После того, как жалоба будет передана и зарегистрирована, ответ на неё, по закону, должен поступить в пятнадцатиневный срок. По результатам рассмотрения может быть вынесено одно из следующих решений:
- удовлетворение требований ходатайства;
- отказ в удовлетворении требований ходатайства;
- отказ в рассмотрении жалобы (возврат без ответа.
Последний вариант возможен в случае, если поданное заявление было составлено с грубыми нарушениями структурного, содержательного и законодательного характера.
